Сегодня, 27 сентября, в большинстве стран мира, включая Казахстан, отмечают Всемирный день туризма. Многие эксперты называют 2020-й годом перезагрузки для туррынка, что дает возможность иначе оценить внутренний туризм. Что же ожидает туристскую отрасль Казахстана после кризиса, будут ли востребованы экотуристские продукты и какая работа была проделана в отрасли во время пандемии в интервью с председателем правления АО “НК “Kazakh Tourism” Ержаном Еркинбаевым.
Tengrinews.kz: Пандемия коронавируса постепенно идет на снижение, границы открываются, возобновляется авиасообщение. Ержан Маликович, что ожидает мировую, в том числе казахстанскую туротрасль после перезагрузки?
Ержан Еркинбаев:
Очевидно, что скорого восстановления международного туризма пока не ожидается. Даже с учетом постепенного снятия ограничительных мер странами, положительного сценария по разработке вакцины, а самое главное, возвращения доверия туристов, потребуется не один год, чтобы мировая туристская отрасль пришла в естественную норму.
Как сообщается экспертами ЮНВТО (Всемирной туристской организации при ООН. – Прим. ред.), восстановление мирового туризма после пандемии до уровня 2019 года займет от 2 до 4 лет.
В этом случае на авансцену выходит внутренний туризм. И в этом году, действительно, спрос на отдых внутри страны у нас был высокий. В особенности на так называемые “туры выходного дня”.
По рабочим визитам в наши области за последние месяцы я видел живой интерес местного населения на отдых внутри своего же региона. И мотивация в первую очередь у многих такая, что они не посещали и 50 процентов туробъектов родной местности. И в проекции на весь Казахстан ситуация идентичная.
У нас огромная страна, и ресурсов для рекреации соответственно великое множество. Поэтому тот гандикап в 2-4 года мы обязаны использовать в выгоду внутреннего туризма.
Tengrinews.kz: Как теперь, по-Вашему мнению, поменяются потребительские привычки казахстанцев после окончания пандемии, и какие турпродукты и виды туризма будут востребованы после кризиса?
Ержан Еркинбаев:
В первую очередь в условиях пандемии организм просит свежего воздуха. По своему опыту скажу, что больше всего мне не хватало гор, их энергетики. Да и в целом есть необходимость выезда за пределы агломераций. Среди своих друзей и коллег все чаще слышу в последнее время, что в свои выходные многие из них предпочитают активный отдых, например, треккинг, вело- и конные туры по нацпаркам.
Акценты, безусловно, смещаются в сторону экотуризма и всех его составляющих. Если раньше преимущественно экотуризм в Казахстане привлекал зарубежного гостя, теперь же и наше представление о релаксе медленно, но верно перекочевывает из пляжных курортов в сторону более динамичного отдыха.
Благо для этого начинают создаваться качественные условия. Живой пример – это переформатирование нацпарков Алматинской области, где планируется строительство визит-центров, кемпинговых зон, смотровых площадок, обустройство троп, и все это с минимальным вмешательством в экосистему парка. В свою очередь такое внимание требует бережного отношения и со стороны отдыхающих. Все мы были свидетелями нелицеприятных событий на акваториях, природных и исторических объектах страны. Нам необходимо повышать уровень социальной ответственности.
Tengrinews.kz: К слову, Kazakh Tourism часто упрекают, почему вы не убираете мусор, не строите туалеты, пешие тропы, не повышаете сервис, не регулируете цены и так далее. Как Вы реагируете на это?
Ержан Еркинбаев:
Такими вопросами, скорее всего, задается каждый казахстанец, знающий, что есть такая структура, как Kazakh Tourism. Безусловно, в идее все это звучит обоснованно и логично. Почему компания, в названии который есть слова “казах” и “туризм”, не занимается целым набором проблем в этой самой отрасли в стране. А причина до боли банальна – отсутствие компетенций.
Постановлением Правительства Республики Казахстан о создании акционерного общества “Национальная компания Kazakh Tourism”, а также Уставом определены в большей степени мероприятия по продвижению туристского потенциала страны. В итоге, в рамках выделяемого бюджета, мы можем, грубо говоря, только организовывать имиджевые мероприятия, создавать и рекламировать видеоролики о туризме в стране. А по другим не менее важным вопросам мы можем оказывать только содействие. Соответственно, для того, чтобы осуществлять задачи в реальной практической плоскости, нам необходимо расширение имеющихся полномочий. В свою очередь следует понимать, что изменение набора компетенций национальной компании – это прерогатива Правительства.
Ролик про Казахстан стал лауреатом престижной премии в области туризма
Tengrinews.kz: Но в этом году по естественным причинам вы не могли организовывать мероприятия. На что был акцент в этом случае? Готовы ли Вы озвучить промежуточные/предварительные итоги работы компании в этом году? И какой эффект от этого казахстанским и зарубежным туристам?
Ержан Еркинбаев:
Как структура, ориентированная прежде на продвижение тур потенциала страны за рубежом, компания пересмотрела деятельность и расходы на развитие внутреннего туризма.
Совместно с турсообществом мы приступили к решению проблем, которые долгие годы не находили должной поддержки. И в первую очередь это вопросы качества услуг, инвентаризации туробъектов, санаторно-курортного отдыха, экологического, этнографического, аграрного и караванинг туризма, а также детско-юношеского туризма и вопросов ремесленничества.
К примеру, по вопросам качества услуг мы совместно с отечественными экспертами досконально изучили опыт стандартизации туруслуг Китая, Испании и Швейцарии, вплоть до того, что примерили эти стандарты на конкретные направления в Казахстане – китайский стандарт на Бурабае, испанский – на Алаколе, швейцарский – на Алматинском горном кластере. Сейчас мы находимся на этапе обработки результатов и в скором времени поделимся ими. А завершением этой работы станут конкретные стандарты и процедуры по их применению, как обновленные правила классификации мест размещения, методика обустройства горных троп и маршрутов, стандарты для разных видов туризма.
Что касается, например, инвентаризации, в рамках дорожной карты между Kazakh Tourism и НПП РК “Атамекен” мы запустили сразу несколько проектов: с Казахстанской ассоциацией агро- и сельского туризма по агротуризму, с Национальной курортной ассоциацией по санаторно-курортным объектам, с Ассоциацией кемпингового туризма и караванинга по развитию кемпинговой сети и автотуризма. Отдельно продумываем инвентаризацию наиболее популярных маршрутов. Как видно, мы поддерживаем инициативы рынка. Задача при этом состоит в том, чтобы собрать и оцифровать актуальные данные по видам туризма с предоставлением в последующем соответствующего доступа для представителей рынка.
Отдельное внимание уделяем вопросам цифровизации отрасли. Отмечу, что ведется совместная работа с МЦРИАП, АО “Казахтелеком” в части обеспечения устойчивой связью и сети интернет на территориях нацпарков “Иле-Алатау”, “Алтын-Эмель”, “Жонгар-Алатау”, “Чарынский каньон”, “Кольсайские озера”, что позволит создать условия по внедрению систем для онлайн-платежей, систем видеонаблюдения, обеспечения устойчивой мобильной связи и интернета для оперативного реагирования в экстренных ситуациях, создаст комфортные условия пребывания для посетителей.
Отдельный блок работы проводится в рамках деятельности нашего Проектного офиса, который курирует вопросы реализации Государственной программы развития туристской отрасли РК на 2019-25 годы. Благодаря активной работе ребят с августа 2019 года по настоящее время на реализацию 44 проектов по развитию инженерно-технической и транспортной инфраструктуры выделен 51 миллиард тенге.
В целом, несмотря на ограниченные полномочия, сетовать на отсутствие работы не приходится, и сейчас самая активная пора рабочего процесса. Обо всех итогах мы расскажем уже в конце года.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех причастных со Всемирным днем туризма и пожелать успехов нашему общему делу!
Источник: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/aktsentyi-smeschayutsya-storonu-ekoturizma-nk-kazakh-tourism-415312/